VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия для целей управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007607
Тема: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия для целей управления
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВCКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ                       УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»



Факультет       Экономики







Направление

38.03.01

Кафедра

ОД и КФ



(код)



(аббревиатура)









ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа





на тему

 



Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия для целей управления   













Обучающийся 

            Зинова Милана Михайловна 

 

_____________



(Ф.И.О. полностью)



подпись

Руководитель 

Усанов Александр Юрьевич

 

_____________



(Ф.И.О. полностью)



подпись

Консультант 



 

_____________



(Ф.И.О. полностью)



подпись



Заведующий кафедрой

Косорукова Ирина Вячеславовна 



_____________



(Ф.И.О. полностью)



подпись













МОСКВА 2016 г.



Содержание



ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

	1.1 Сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 

	1.2 Методология и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности

	1.3 Информационная база анализа

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЛАСТЕНА»

	2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия

	2.2 Анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия

	2.3 Анализ финансовой деятельности предприятия

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЛАСТЕНА»

3.1 Мероприятия по повышению эффективности работы исследуемого предприятия

3.2 Прогнозные показатели развития при реализации проектных предложений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ



	







ВВЕДЕНИЕ



	В настоящий момент финансовое положение организации считается основной информацией, помогающей рассмотреть и определить, насколько эффективной является деятельность организации. Конструктивное применение данной информации субъектами анализа, т.е. владельцами, менеджерами, инвесторами и конкурентами помогает в принятии важнейших решений, влияющих на перспективную устойчивость предприятия. 

	Вопрос анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является очень актуальным. В настоящее время анализ финансово-хозяйственной деятельности рассматривают как одну из важнейших функций управления производства.

	 С помощью анализа финансово-хозяйственной деятельности мы можем рассмотреть динамику развития организации, тщательно и системно выявить обстоятельства, повлиявшие на изменения финансовых результатов деятельности, аргументировать бизнес-планы и управленческие решения, при этом контролировать их исполнение, выявить новые возможности повысить продуктивность производства, и т.д. 

	Роль анализа как функции управления производством увеличивается с каждым годом. Причиной этому стали различные обстоятельства, одной из них является необходимость в постоянном увеличении своей производительности. 

	В данной работе в качестве теоретической базы были использованы законодательные и нормативно-правовые акты, а также научные работы российских экономистов, таких как: Ефимова О.В., Ковалев В.В., Шеремет А.Д., Бариленко В.И., Савицкая Г.В. и др.

	Целью данной работы является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности.

	ОАО «СЛАСТЕНА», его экономические движение и события являются объектом исследования в данной работе.

	Предметом исследования является хозяйственные явления организации, их продуктивность, а также финансовые результаты деятельности организации, формирующихся под влиянием различных факторов.

	Можно выделить следующие основные задачи данной работы:

	Необходимо раскрыть сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности, определить его основные задачи и принципы.

	Определить основные виды и методы оценки эффективности финансовой деятельности организации.

	 Дать характеристику финансовой деятельности предприятия ОАО «СЛАСТЕНА»

	На основе проведенного анализа и изложенных в первой главе экономической теории сформулировать рекомендации по повышению эффективности финансовой деятельности ОАО «СЛАСТЕНА».

	

	

















	1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

	

	1.1 Сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

	

	Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название «анализ хозяйственной деятельности» (АХД). 

	Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности предприятия, а объектом - результаты хозяйственной деятельности предприятия.

	Анализ хозяйственной деятельности является промежуточным звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: производится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

	Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

	Основными целями осуществления экономического анализ является повышение эффективности функционирования хозяйственной деятельности предприятия и поиск возможностей такого повышения.

	Основными задачами анализа хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования является:

	изучение закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях функционирования организации;

	обоснование планов и управленческих решений;

	контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала организации;

	изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности с целью объективной оценки работы организации, правильной диагностики ее состояния и прогноза развития в перспективе;

	поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения достижений науки и практики;

	оценка степени предпринимательских рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций организации и повышения доходности бизнеса;

	оценка результатов деятельности организации по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика ее положения на рынке товаров и услуг;

	разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

	Изучив высказывания различных авторов о принципах экономического анализа, можно выделить следующие основные принципы:

	Научность. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками.

	Комплексность. При проведении анализа необходимо всесторонне изучить хозяйственную деятельность предприятия.

	Системность. Предприятие рассматривается как сложная система, состоящая из элементов связанных между собой и окружающей средой.

	Регулярность. Анализ должен проводиться регулярно.

	Объективность. Анализ на достоверной и реальной информации, должен быть подкреплен точными аналитическими расчетами.

	Действенность. Анализ должен воздействовать на ход производства и тем самым своевременно выявлять недостатки.

	Оперативность. Анализ должен проводиться достаточно быстро и точно.

	Государственный подход. Необходимость учитывать законодательство.

	Эффективность. Анализ должен показывать эффективные экономические результаты.

	Все вышеперечисленные принципы должны выполняться на всех стадиях проведения анализа.

	Следует отметить, что особенностью анализа хозяйственной деятельности является наличие множества пользователей, т.е. субъектов анализа, которые можно подразделить на две большие группы:

	внешние пользователи;

	внутренние пользователи.

	К внешним пользователям можно отнести: налоговые органы и органы государственного управления, потенциальные инвесторы, поставщики, деловые партнеры, и т.д.

	К внутренним пользователям относятся: акционеры и иные собственники организации, а также управленческий персонал.

	Несмотря на различие целей между субъектами анализа, все они сходятся в одном - это получение определенной экономической информации, позволяющей дать точную оценку, не только текущего состояния объекта, но и ожидаемых перспектив его развития.

	Опираясь на свои интересы, каждый субъект анализа изучает необходимую ему экономическую информацию. 

	Таблица 1.

	Основные направления анализа в разрезе субъектов анализа

	

	Субъекты анализа

	Основные направления анализа информации

	Собственники

	Финансовые результаты, устойчивость финансового положения, размер дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, распределение прибыли.

	Управленческий персонал 

	Все аспекты деятельности организации, эффективность хозяйственной и финансовой деятельности.

	Кредиторы

	Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность.

	Поставщики

	Финансовое состояние, платежеспособность.

	Покупатели

	Качество товаров, условия производства и хранения, условия поставки, финансовое состояние.

	Конкуренты

	Особенности технологического процесса, трудоемкость, себестоимость, качественные характеристики продукции, цены, рыночная устойчивость.

	Налоговые органы

	Финансовые результаты, объекты налогообложения, платежеспособность.

	

	По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности можно оценить финансовое состояние компании, ее дальнейшие перспективы и финансовые риски, а также принимать эффективные управленческие решения. Однако необходимо внимательно определить показатели, которые будут использоваться для оценки организации: их неправильный выбор может привести к отсутствию какой-либо пользы для организации.

	

	Основываясь на экономическую литературу, рассмотрим основную классификацию видов анализа хозяйственной деятельности по различным признакам.

	По отраслевому признаку анализ хозяйственной деятельности подразделяется на:

	отраслевой анализ, рассматривающий особенность деятельности предприятия по отдельным отраслям;

	межотраслевой анализ, являющейся основной теорией анализа хозяйственной деятельности.

	По временному признаку выделяют:

	предварительный (перспективный) анализ, который проводится до выполнения хозяйственных операций. Он нужен для прогнозирования дальнейшего состояния предприятия и тем самым принятия определенных управленческих решений и плановых заданий, которые способствуют предотвращению отрицательных результатов;

	последующий (ретроспективный) анализ, который проводится после выполнения хозяйственных операций. Он необходим для контроля над выполнением поставленных задач, оценки результатов деятельности предприятия и оценки его состояния на отчетный период.

	Перспективный анализ бывает краткосрочным, период охвата которого до одного года и долгосрочным – свыше года, 

	Ретроспективный анализ бывает оперативным и итоговым. Оперативный анализ проводится сразу после проведения хозяйственных операций или изменения состояния за короткие промежутки времени. Его целью является оперативное обнаружение недостатков и воздействие на хозяйственные процессы. Итоговый анализ проводится за отчетный период времени. Его особенностью является изучение деятельности предприятия целостно и всесторонне по отчетным данным.

	Перспективный и ретроспективный анализ являются взаимосвязанными, т.к. без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный.

	По пространственному признаку принято различать:

	внутрифирменный анализ, изучающий хозяйственную деятельность и структуру рассматриваемой организации;

	межфирменный анализ, при котором сравниваются финансовые результаты деятельности нескольких организаций.

	В зависимости от субъектов анализа выделяют внешний и внутренний анализ. Внешний анализ проводится, основываясь на финансовой отчетности и статистической информации. Внутренний анализ проводится внутри организации, а результаты такого анализа являются коммерческой тайной.

	По методике изучения объектов выделяют:

	качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов;

	количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов;

	экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений;

	фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

	маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

	По функциональному признаку выделяют: финансовый, операционный, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и др.

	Финансовый анализ занимает особое место среди других видов анализа хозяйственной деятельности. Основная его задача – это изучить, проанализировать и спрогнозировать финансовое состояние организации, определить возможности повышения его устойчивости. 

	Операционный анализ связан с операционной деятельностью организации, ее оценкой и диагностикой, которая позволила бы обнаружить возможность увеличения выпуска продукции, изменить ее структуру и усовершенствовать технологии производства.

	Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. 

	Экономико-статистический анализ используется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления — организации, отрасли, региона.

	Экономико-экологический анализ изучает связь между экологическими и экономическими процессами, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

	Маркетинговый анализ используется для изучения внешних факторов, влияющих на функционирование предприятия: рынков сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки стратегии маркетинговой деятельности.

	Инвестиционный анализ применяется в случае создания программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности организации.

	Функционально-стоимостный анализ — это метод системного исследования объекта, направленный на поиск более эффективных и более дешевых способов выполнения главных его функций, при одновременном исключении лишних функций. 

	Логистический анализ изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья и материалов, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей.

	Помимо перечисленных различают также и другие классификации видов анализа хозяйственной деятельности.

	

	Экономический анализ занимает особенное место в системе экономических наук. Его тесная связь с другими экономическими науками обусловлена следующими обстоятельствами:

	Экономический анализ использует в качестве информационной базы данные бухгалтерской финансовой отчетности, данные статистических исследований, маркетинг.

	Основными инструментами для обработки полученной информации в экономическом анализе является математический анализ, статистика, математики, а также экономико-математическое моделирование.

	Экономический анализ считается источником информации менеджмента, внутреннего и внешнего аудита и бизнес планирования.

	

	1.2 Методология и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности

	

	Эффективность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от достоверности методики и собранности в его проведения.

	Методологической основой экономического анализа является диалектический метод познания. Диалектика исходит из того, что изучаемые явления берутся в их взаимосвязях и взаимообусловленностях, их движении, изменении и развития. 

	Основными особенностями метода анализа хозяйственной деятельности являются: 

системный и комплексный подход к анализу экономических явлений и процессов;

использование системы аналитических показателей;

изучение экономических явлений в их динамике с учетом действия объективных экономических законов;

изучение внутренних противоречий в развитии экономических явлений с целью их своевременного и правильного устранения; 

деление общих показателей на составные части;

определение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, расчет величины влияния отдельных факторов, а также определение внутренних резервов предприятия;

	обобщение результатов анализа и разработка вариантов управленческих решений.

	Таким образом, метод экономического анализа – это диалектический подход, способы и приемы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на результаты деятельности организации как экономической системы. Метод экономического анализа реализуется через конкретные методики.

	Под методикой подразумевается совокупность правил, способов и приемов для выполнения исследования или какой-либо работы.

	Выделяют общую и частные методики анализа. Общая методика – это система исследования, которая при рассмотрении разных объектов экономического анализа в различных отраслях отечественной экономики.   Частные методики детализируют общую по отраслям экономики, по типам производства, объектам исследования и видам анализа.

	Методика всегда однозначна и состоит из последовательно осуществляемых этапов, таких как:

	определение объектов, цели и задач анализа;

	составление плана аналитической работы;

	разработка системы синтетических и аналитических показателей для характеристики объекта анализа;

	сбор и подготовка к анализу необходимой информации (проверка ее точности, приведение в сопоставимый вид и т. д.);

	сравнение фактических результатов хозяйствования с данными прошлых лет, с достижениями ведущих организаций, средними по отрасли, с их прогнозными и нормативными уровнями и т. д.;

	определение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности (факторный анализ);

	выявление резервов повышения эффективности деятельности;

	оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных резервов;

	разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.



	Рассмотрим внутрихозяйственный производственный анализ, в частности рассмотрим: анализ производства и реализации продукции, анализ себестоимости реализации, анализ использования производственных ресурсов.

	Анализ начинаю с рассмотрения динамики выпуска и реализации продукции, определения темпа роста и сопоставление его с предшествующими периодами. После проводим оценку выполнения плана по производству и реализации по каждому виду продукции, который показывает, на сколько процентов поставленный план производства выполнен. Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал или год.

	В анализе себестоимости продукции в первую очередь необходимо определить, какой вид себестоимости мы будем анализировать.

	Виды себестоимости:

	цеховая себестоимость;

	общепроизводственная;

	полная себестоимость;

	отраслевая себестоимость.

	Одним из необходимых элементов анализа является определение точки безубыточности, преодолев которую предприятие получает прибыль в размере удельного маржинального дохода.

	В процессе анализа проверяются соответствие фактического размера запасов, видов сырья и материалов, рассчитывается обеспеченность материалами в днях, и сравниваются с нормативами.

	Так как трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью деятельности предприятия, необходимо произвести анализ использования трудовых ресурсов. Для характеристики движения рабочей силы рассчитываются и анализируются следующие коэффициенты:

	Коэффициент оборота по приему персонала 

	Коэффициент оборота по выбытию 

	Коэффициент текучести кадров

	Коэффициент замещения

	Коэффициент постоянства состава персонала предприятия.

	Полноту использования персонала можно оценивать по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени. Фонд рабочего времени зависит от количества работников, продолжительностью рабочего дня и количеству отработанных дней одним работником в среднем за год.

	Для выполнения определенных задач выбираются определенные показатели с учетом отраслевой специфики объектов анализа финансово-хозяйственной деятельности. В хозяйственной деятельности применяют систему оценочных показателей. Основные показатели, помогающие определить продуктивность основных средств и заработной платы, представлены в таблице 2.

	Таблица 2.

	Показатели хозяйственной деятельности организации

	

	Показатель

	Расчет

	Пояснение

	Производительность труда 1-го рабочего

	

	Показывает выработку продукции на 1-го рабочего

	Фондоотдача

	

	Показывает количество выпущенной продукции на 1 руб. ОПФ

	Фондовооружённость

	

	Определяет, насколько работники снабжены ОПФ

	Фондорентабельность

	

	Определяет величину прибыли на 1-цу ОПФ

	Материалоемкость

	

	Показывает количество затраченных материалов для изготовления 1-цы продукции

	Материалоотдача

	

	Показывает, сколько готовой продукции приходится на 1-цу материальных затрат

	Зарплатоёмкость

	

	Определяет размер з/п приходящейся на 1-цу продукции

	Зарплатоотдача

	

	Показывает, сколько продукции приходится на 1 руб. з/п

	

	Внутрихозяйственный анализ использует обширную информационную базу. Он требует обширного привлечения специалистов к изучению и управлению деятельности предприятия, позволяет выявить связь между экономическими процессами и технологией производства. 

	В практике экономического анализа выработаны стандартные приемы анализа финансовой отчетности, такие как:

	Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей

	Горизонтальный (динамический) анализ

	Вертикальный (структурный) анализ

	Структурно-динамический анализ

	Трендовый анализ

	Коэффициентный анализ

	Факторный анализ.

	Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей является первоначальной стадией анализа. Он позволяет ознакомиться с характером деятельности и финансовом положении предприятия.

	Горизонтальный анализ заключается в сравнении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать определенные выводы.

	Вертикальный (структурный) анализ помогает изучить структуру баланса и отчета о финансовых результатах в текущем состоянии, сделать выводы, а также спрогнозировать динамику этой структуры.

	Трендовый анализ - сопоставление каждого элемента отчетности с данными предшествующих периодов и нахождение тренда, т. е. основной динамики показателя. С помощью тренда определяют предполагаемые значения показателей в будущем, а значит, проводится перспективный прогнозный анализ. Но в нынешних условиях инфляции установка стоимостных показателей не всегда определяет реальную ситуацию, поэтому к трендовому анализу необходимо подходить с осторожностью.

	Для формирования уравнения тренда используют общеизвестные формы его параметра. Уравнение тренда имеет следующий вид:

	  ,

	где  - уровни теоретического выровненного по тренду ряда

	 - начальный уровень тренда,

	 - среднегодовой абсолютный прирост,

	  - номер периода.

	 ,

	  ,

	где  – уровни эмпирического ряда,

	 – число наблюдений (периодов).

	Коэффициентный анализ позволяет рассмотреть связи и зависимости между различными элементами финансовой отчётности, дают оценку показателей в динамике, а результаты деятельности сопоставляют с принятыми нормативами. С помощью коэффициентов оценка финансового положения предприятия происходит достаточно быстро.

	

	В целом анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия делится на несколько основных компонентов:

	Анализ имущественного положения;

	Анализ ликвидности;

	Анализ финансовой устойчивости;

	Анализ деловой активности;

	Анализ рентабельности.

	Анализ имущественного положения состоит из анализа активов и пассивов баланса, анализа показателей имущественного положения.

	Существует немало финансовых коэффициентов, определяющие различные стороны деятельности предприятия. Выделяют несколько видов коэффициентов:

	коэффициенты финансовой устойчивости предприятия;

	финансовые коэффициенты платежеспособности;

	коэффициенты рентабельности;

	коэффициенты деловой активности (оборачиваемости);

	коэффициенты ликвидности.

	Финансовая устойчивость определяется оптимальным соотношением между отдельными видами активов предприятия и источниками их финансирования.

	Анализ финансовой устойчивости организации помогает определить уровень финансовой независимости предприятия, а также является ли его финансовое положение:

	Абсолютная финансовая устойчивость

	З < СОС,

	где З – запасы и НДС по приобретенным;

	СОС – собственные оборотные средства.

	Нормальная финансовая устойчивость 

	СОС< З<СОС+ДО,

	где ДО – долгосрочные обязательства.

	Неустойчивое финансовое положение

	СОС+ДО< З <СОС+ДО+КО,

	где КО – краткосрочные обязательства.

	Предкризисное финансовое положение 

	З > СОС+ДО+КО.

	Характеристика данных типов представлена в Таблице 3.

	

	Таблица 3.

	Характеристика типов финансовой устойчивости

	

	Тип

	финансовой

	устойчивости

	Источники финансирования запасов

	Оценка риска и затрат на финансирование

	Абсолютный

	Собственные оборотные средства

	Минимальный риск, самые высокие затраты на финансирование (собственный капитал самый дорогой источник, к тому же оплачиваемый из чистой прибыли)

	Нормальный

	Собственные оборотные средства и долгосрочные обязательства

	Низкий риск, достаточно высокие затраты на финансирование

	Неустойчивый

	Собственные оборотные средств,
долгосрочные обязательства и краткосрочные кредиты и займы

	Риск достаточно высокий, если организация недостаточно кредитоспособна и возможны проблемы с возобновлением краткосрочных кредитов и займов, затраты на финансирование достаточно низкие

	Предкризисный

	Собственные оборотные средства, долгосрочные обязательства, краткосрочные кредиты и займы,
кредиторская задолженность

	Риск самый высокий, если есть проблемы с возобновлением кредитов и займов и если кредиторская задолженность сформирована перед недружественными организациями; затраты минимальны

	Коэффициенты финансовой устойчивости, необходимые для оценки финансового положения предприятия:

	Коэффициент финансовой независимости (автономии) рассчитывается как отношение собственного капитала к величине активов предприятия. Рекомендуемое значение коэффициента 0,5-0,7. Увеличение показателя говорит о повышении финансовой независимости, уменьшение - риск финансовых сложностей в будущем.

	Коэффициент финансовой зависимости определяет зависимость предприятия от внешних источников финансирования, а рассчитывается как отношение заемного капитала к величине активов. Рекомендуемое значение коэффициента менее 0,5.

	Коэффициент финансового левериджа (соотношения заемных и собственных средств). Рекомендуемое значение коэффициента должно быть меньше 1. 

	Коэффициент маневренности – показывает долю собственных оборотных средств в собственном капитале. Рекомендуемое значение коэффициента 0,2-0,5. 

	Коэффициент покрытия активов собственным капиталом, рекомендуемое значение: ? 1,0.

	

	Изучив экономическую литературу можно рассчитать достаточно большое количество коэффициентов рентабельности. Коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Основные коэффициенты представлены в Таблице 4.

	Таблица 4.

	Показатели рентабельности

	

	Показатель

	Способ расчета

	Валовая маржа

	

	Рентабельность продаж

	

	Ресурсоемкость (коэффициент затрат)

	

	Рентабельность основной деятельности

	

	Рентабельность активов

	

	Рентабельность собственного капитала

	

	Рентабельность заемного капитала

	

	Затратоотдача

	

	

	Коэффициенты деловой активности определяют уровень эффективности вложенных активов. Эта эффективность определяется скоростью оборачиваемости этих активов. 

	Коэффициенты можно разделить на две группы:

	Коэффициенты, показывающие скорость оборота активов. 

	Коэффициенты, показывающие длительность одного оборота.

	Показатели деловой активности (оборачиваемости) представлены в таблице 5.

	Таблица 5.

	Показатели, характеризующие деловую активность (оборачиваемость)

	

	Показатель

	Способ расчета

	Коэффициент оборачиваемости активов

	

	Длительность оборота, дни

	

	Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

	

	Коэффициент оборачиваемости запасов

	

	Коэффициент закрепления запасов

	

	Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 

	

	Коэффициент закрепления дебиторской задолженности 

	

	Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

	

	

	Далее анализируем ликвидность и платежеспособность. Ликвидность предприятия характеризуется наличием возможности погашать задолженности предприятия в жатые сроки.

	Понятие «платежеспособность» немного шире, т.к., оно включает в себя способность своевременно и полностью выполнять свои обязательства.

	Выделяют 3 вида коэффициентов ликвидности:

	Коэффициент текущей ликвидности



Рекомендуемое значение 1,5-2.

	Коэффициент срочной ликвидности



Рекомендуемое значение от 0,7 до 1.

	Коэффициент абсолютной ликвидности



	Рекомендуемое значение 0,2.

	Рассмотрим группировки активов и пассивов баланса.

	Группировка активов для определения ликвидности баланса:

	наиболее ликвидные активы (А1) = ДС + КФВ;

	быстрореализуемые активы (А2) = ДЗ + прочие ОА;

	медленно реализуемые активы (А3) = Запасы;

	труднореализуемые активы (А4) = ВА.

	Группировка пассивов для определения ликвидности баланса:

	наиболее срочные обязательства (П1) = КЗ;

	краткосрочные пассивы (П2) = займы и кредиты + прочие краткосрочные пассивы;

	долгосрочные пассивы (П3) = долгосрочные обязательства;

	постоянные пассивы (П4) = раздел баланса «Капитал и резервы» + доходы будущих периодов.

	Анализ ликвидности баланса можно рассматривать двумя подходами: имущественный и функциональный подход.

	Для того чтобы определить платежеспособность предприятия, необходимо рассчитать:

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами, который показывает долю собственных средств в оборотных активах. Рекомендуемое значение: ? 0,1. 

Коэффициент текущей ликвидности, рекомендуемое значение которого должно быть больше 2.

	В случае, когда один из коэффициентов при анализе не соответствует рекомендуемому значению, рассчитывается коэффициент утраты или коэффициент восстановления.

	

	Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения влияния факторов на величину результативных показателей.

	Можно выделить несколько типов факторного анализа:

	Детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный) анализ

	Детерминированный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

	Стохастический анализ - методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит вероятностный характер.

	Прямой анализ, исследования которого ведется дедуктивным способом и обратный анализ, который исследует причинно-следственные связи способом логической индукции.

	Одноступенчатый и многоступенчатый анализ

	Динамический анализ, исследование которого ведется в динамике и статический анализ, применяемый при рассмотрении влияния факторов.

	Ретроспективный и перспективный.

	В экономической литературе выделяют следующие виды моделей при факторном анализе:

	аддитивные модели

	мультипликативные модели 

	кратные модели

	смешанные (комбинированные) модели

	Аддитивные модели применяются, когда результативный показатель выступает в виде алгебраической суммы нескольких факторов:

	

	Мультипликативные используются, когда результативный признак выступает в виде произведения факторов:

	

	Кратные модели имеют вид:

	

	Комбинированные модели сочетаются в различных вариантах предыдущих моделей:

	 или ;

	  или .

	Основными методами представленных моделей является метод цепной подстановки, метод абсолютных разниц и интегральный метод. Рассмотрим методы поподробнее. 

	

	 ,

	 где - величина результативного показателя базисного периода,

	a, b, c - факторы, влияющие на результативный показатель.

	Алгоритм расчета методом цепной подстановки:

	 ; 

	 ; 

	 ;

	 

	Баланс отклонений имеет вид:

	

	Данный метод используется для любого вида модели.

	Расчет метода абсолютных разниц имеет следующий вид:

	

	

	

	

	Метод абсолютных разниц применяется для мультипликативных моделей и моделей вида:  .

	Интегральный метод применяется для комбинированных моделей.

	

	1.3 Информационная база анализа

	

	Экономическая информация хара.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44